Этим летом мне повезло побывать на православном форуме "ДоброЛето", в рамках которого состоялась встреча молодежи из 28 епархий с председателем ОВЦС, митрополитом Иларионом (Алфеевым). После лекции добровольцы задали вопросы владыке. Один из них касался отношений с католиками

О новых проблемах и старых решениях

Этим летом мне повезло побывать на православном форуме «ДоброЛето», в рамках которого состоялась встреча молодежи из 28 епархий с председателем ОВЦС, митрополитом Иларионом (Алфеевым). После лекции добровольцы задали вопросы владыке. Один из них касался отношений с католиками.

Точной формулировки я не помню, но митрополита спросили, что он думает о сложившейся ситуации и как преодолеть раскол. Было понятно, что рассказать о конкретной работе и результатах владыка Иларион не мог, но тем не менее ответил он предельно честно.

Митрополит сказал, что раскол произошел из-за греха, а значит преодолеть его можно только святостью. С одной стороны, ответ очевиден и прост, но если вдуматься в эти слова, становится понятно, что он значительно глубже.

Сегодняшняя действительность ставит перед нами новые вопросы, которых не возникало перед подвижниками прошлых веков, и мы не можем подсмотреть ответ в книге трудов святых отцов. Поэтому нам приходится вырабатывать ответ самостоятельно, надеясь на Божие благословение и помощь Господа.

Так, например, вопросы, связанные с интернетом, социальными сетями появились недавно, но Церковь идет вместе с паствой и предлагает ответы и решения. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви, общества и СМИ провел фестиваль «Вера и Слово», на котором тема соцсетей поднималась не раз.

Вся история Церкви только подтверждает работу этого принципа. При появлении вопроса в Русской Церкви его выносят на заседание Священного Синода, который передает запрос в профильный комитет или отдел, где профессионалы смотрят на проблему с разных сторон. Пользуясь большим опытом и Церковным Преданием, представители Церкви вырабатывают взвешенное решение.

В этой связи интересен документ, который опубликовали после совещания предстоятелей православных церквей в Шамбезе в январе этого года. Он касался православных общин в диаспорах. Например, в городе Нью-Йорке несколько правящих архиереев: один из Русской Церкви, второй из Русской Зарубежной Церкви, третий из Американской, четвертый из Константинопольской и т.д. Все эти люди окормляют свою паству и должны работать вместе, но нет ещё метода, как это делать правильно.

В документе предлагается проводить регулярные собрания правящих архиереев из разных поместных Церквей. Так будет запущена выработка методов работы сразу в большом количестве епархий — удачные методы будут приняты в других регионах, что поможет решить проблему.

Удивительным и невероятным получается, что Церковь не удаляется от Предания и при этом не становится анахронизмом. Получая запрос общества как паствы, Церковь дает взвешенное, мудрое и подкрепленное всей своей историей решение.